Шаронов Андрей Владимирович в новостях и прессе



докладчике не получило нужного числа голосов
Зато рекордное количество голосов - более 300 - набрал поставленный следом на голосование депутатский законопроект "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", ужесточающий госрегулирование тарифов всех естественных монополий и требующий, чтобы предельные тарифы устанавливались раз в год до принятия бюджета. Правительство было против этого проекта, в пакет законов по реформе входил более мягкий вариант. Однако принятие депутатского проекта стало залогом принятия всего пакета, гарантированно обеспечив голоса группы "Народный депутат" и части фракции ОВР
После этой прелюдии и с учетом того, что правительство еще накануне удовлетворило требования фракции ОВР по ужесточению госрегулирования и защите населения от отключений электроэнергии, судьба пакета была решена
Поэтому главный докладчик от правительства Андрей Шаронов был краток. Замминистра лишь пояснил, что реформы проводятся в целях защиты потребителей от постоянного роста тарифов и от монополизма РАО ЕЭС, обеспечения надежности и устойчивости функционирования энергосистемы. Огромные и зачастую дутые издержки в отрасли, ее непрозрачность можно преодолеть, только заставив энергокомпании конкурировать между собой. Государство будет этот процесс контролировать через антимонопольное регулирование и установление предельных тарифов. Монопольная же составляющая - сети - при этом будет под полным контролем государства. (Более содержательное его выступление см. во вчерашнем номере Ъ.)
Замминистра поддержал зампред комитета по экономической политике Анатолий Аксаков - докладчик от трехсторонней комиссии, в которой депутаты все лето дорабатывали вместе с правительством пакет законопроектов. Он заявил, что депутаты изменили почти половину текста основного закона "Об электроэнергетике", усилив госрегулирование на время реформирования отрасли (до 2005 года). Например, благодаря усилиям депутатов правительство будет пока задавать предельные уровни тарифов установлен запрет на веерные отключения должников вместе с добросовестными потребителями введено понятие "гарантирующего поставщика", обеспечивающего дополнительную надежность энергоснабжения для населения субъекты федерации сохранили ряд полномочий по регулированию региональных рынков электроэнергии, в том числе и тарифов. Наконец, депутаты даже отстояли возможность существования в отрасли вертикально-интегрированных компаний (ВИКов) - в регионах, где конкуренция технологически невозможна
Эти аргументы не убедили лишь коммунистов, аграриев и "яблочников". Представитель коммунистов Валентин Романов заявил, что США давно вынашивают планы "развалить Россию", расчленив "три последние скрепы - электроэнергетику, железные дороги и газ", и что отвечать за развал будут губернаторы и президент. По его мнению, структуру отрасли надо сохранить в виде ВИКов - ведь "они сейчас отвечают хотя бы перед местными властями" (частные же генерирующие компании отвечать ни перед кем не будут), а инвестиции искать внутри отрасли
Григорий Явлинский также не поверил правительству и коллегам-депутатам. "Законы гарантируют бесконечный рост тарифов и создание электрических олигархов в регионах,- заявил он.- Ни о какой конкуренции и речи быть не может! Это основа политического корпоративного авторитаризма в стране!" Он также предложил свою модель реформирования с созданием по стране всего десяти генерирующих компаний. Однако и коммунистический, и "яблочный" подходы Андрей Шаронов отверг. По его мнению, главную проблему отрасли - высокие издержки и неэффективное расходование денег - может решить только полноценный рынок
После этого пакет законопроектов был принят. Недовольными остались только представители РАО ЕЭС. Как заявил зампред правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин, законы по мере их прохождения в Думе "становятся менее и менее либеральными", а "в итоге из идеи о рынке мы можем получить то, что имеем сейчас,- регулируемую электроэнергетику"
ИРИНА Ъ-ГРАНИК
[КОММЕРСАНТ, 10.10.02]

ВЗЯЛИСЬ ЗА РУБИЛЬНИК
В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ РАЗВЕРНУТСЯ РЕФОРМЫ В ЭНЕРГЕТИКЕ?
Последней отчаянной попыткой "завернуть" реформу стал призыв коммуниста Василия Шандыбина к коллегам-депутатам: вызвать прямо в Думу прокуратуру, ФСБ, МВД и арестовать министра экономического развития и торговли Германа Грефа и его заместителя Андрея Шаронова - "за измену Родине". Дума, однако, рассудила иначе и приняла в первом чтении шесть законопроектов по реформе электроэнергетики убедительным большинством - от 253 до 261 голоса (вместо требуемых 226). Решающий вклад сделала фракция ОВР: после двухчасовой беседы с Германом Грефом входящие в нее 52 депутата решили консолидированно голосовать "за"
удивительное дело: еще весной у реформы российской электроэнергетики была уйма активных противников. А теперь все говорят (со своих позиций) об одержанной "большой победе". Секрет этой метаморфозы прост. "Процесс реформирования электроэнергетики уже фактически начался, нельзя оставить его неуправляемым, - говорит лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин. - Ведь законов, регулирующих этот процесс, до сих пор нет. И может получиться так, как в свое время с землей. Сегодня, когда мы приняли Закон об обороте сельхозземель, вдруг выяснилось, что от 70 до 90 процентов плодородных пахотных земель в Ставропольском крае уже продано..."
Да и что толку в том, что на данный момент государство юридически все еще владеет российским электроэнергетическим хозяйством? От (мягко скажем) перебоев в электроснабжении это не спасает. От выключения рубильника за неуплату - тоже. А само "хозяйство", по словам замминистра энергетики РФ Виктора Кудрявого, находится в совершенно плачевном состоянии. "В 1997 - 2001 годах объем ремонта генерирующего оборудования снизился почти на 12 процентов, энергетических котлов - на 17 процентов, водогрейных котлов - на 37 процентов, а тепловых сетей - на 7 процентов. И это - в условиях, когда отрасль катастрофически стареет, а ремонтные работы усложняются. Мы имеем дело с системным уничтожением электроэнергетики"
Виктор Кудрявый настойчиво винит в этом Анатолия Чубайса и его команду: "Последние годы подготовка к зиме проводится антикризисным штабом РАО. Но что это за компания, если основная регламентная работа изначально объявляется "перманентным кризисом"? Финансовое положение компании тоже не такое, каким нам его представляют. По консолидированному балансу холдинга на 1 января дебиторская задолженность составляет 214,6 млрд. рублей, а кредиторская - 230,1 млрд. рублей. Это ближе к банкротству, чем к устойчивости... " Ну и так далее
Не вдаваясь в анализ этих и других данных, отметим, между прочим, что одним из результатов начинаемой наконец реформы электроэнергетики должен стать, по настойчивым слухам, уход А.Чубайса из отрасли. "Ходят слухи, что он хочет заняться бизнесом. Крупным международным проектом", - сказал по этому поводу зам. министра экономразвития А.Шаронов. Может, еще и поэтому депутаты так дружно проголосовали "за"? (А если серьезно, то вряд ли плодотворны и недооценка, и преувеличение роли Чубайса во всем происходящем, некая его "демонизация"...)
Итак, а что же останется нам?
Из нынешнего монополиста РАО "ЕЭС России" выделятся две "монопольки" поменьше: сетевая компания - "Организация по управлению единой национальной электрической сетью" (у нее будут все магистральные ЛЭП), а также "Системный оператор единой энергетической системы" (грубо говоря - всероссийский диспетчер). Обе эти компании будут управляться государством: по первоначальному проекту, госпакет акций в них составлял по 52,5 процента - депутаты потребовали увеличить долю государства в Федеральной сетевой компании до 75 процентов плюс одна акция и до 100 процентов - в Системном операторе
Зато генерирующие компании станут частными. У потребителя теоретически появится выбор: у кого киловатты дешевле - там и покупай. "Вот я сам из Чувашии, - приводит пример зам. председателя Комитета по экономической политике Госдумы Анатолий Аксаков. - У нас электроэнергия в полтора раза дешевле, чем по соседству, в Марийской Республике. Две деревни рядом, 100 метров расстояние, но одни платят в полтора раза больше. И марийский потребитель не может купить электроэнергию в Чувашэнерго, поскольку привязан к вертикальной интегрированной структуре в своей республике... "
По идее, реформа должна все это исправить. Но никто пока толком не знает, какими станут цены на ту же чувашскую электроэнергию после перехода здешних электростанций в частные руки. Герман Греф заявляет, что "сама по себе реформа не несет в себе повышение энерготарифов", а в энергоизбыточных регионах "вообще возможно снижение тарифов". Однако наученные российской действительностью, депутаты потребовали внести в новые законы право правительства устанавливать предельные уровни их роста. К тому же, по мнению парламентариев, повышение тарифов должно происходить не чаще, чем раз в году - и с непременным учетом мнения региональных властей
В общем, если правительство ставило главной целью реформирование отрасли, то Дума в основном заботилась о сохранении всего лучшего из имеющегося. "В результате принятия закона мы можем быть уверенными в том, что он не приведет к острым социальным последствиям, к скачку тарифов на электрическую, тепловую энергию и к ее отключениям", - удовлетворенно заявил руководитель фракции ОВР Вячеслав Володин
В госсобственности останутся атомные электростанции как поставщик электроэнергии для госнужд и дополнительная гарантия бесперебойного электроснабжения всей страны (АЭС нынче дают 17 процентов всей электроэнергии, и отрасль активно развивается). В новой версии закона появляются запрет "веерных отключений" и ответственность поставщиков электроэнергии за несанкционированное отключение потребителя - причем с возмещением убытков. Скажем, семья исправно платит за свет, а у нее отключили электроэнергию, потек холодильник, испортились продукты - энергетики обязаны платить
Однако самый главный вопрос реформы - в "чью пользу" она будет проведена? В обсуждаемом пакете законов это пока наименее ясный раздел. Электроэнергетика, по выражению известного экономиста Евгения Ясина, - "один из последних не распиленных кусков советской экономики". Но ясно, что никакие "ваучеры" на сей раз гражданам раздаваться не будут. Претендентов на эту собственность хватает: и менеджмент РАО, который управляет всеми активами и хочет получить свою долю, и региональные начальники. Плюс так называемые миноритарные акционеры, которые еще раньше вложили немалые деньги в РАО "ЕЭС России" и теперь опасаются, что им при дележе "подсунут" наименее ценные активы. Наконец, есть российские и иностранные инвесторы, которые заинтересованы в этом бизнесе и в которых очень заинтересована российская электроэнергетика. "Очень многое зависит от того, каковы будут условия приобретения создаваемых компаний", - говорит Е.Ясин
"Нам предстоит сложное второе чтение законопроектов, - говорит замминистра экономики Андрей Шаронов. - Надо не отойти от заложенных в концепции реформы принципов и не потерять сторонников в Госдуме". Посмотрим, как это получится
Проценко Александр, экономический обозреватель "Труда"
[ТРУД, 11.10.02]

Покупки из бюджета
МЭРТ намерено упорядочить рынок госзакупок
В ноябре Минэкономразвития внесет в правительство новый вариант закона "О государственных закупках", регламентирующих правила покупки товаров и услуг для государственных нужд. Как заявил вчера на "круглом столе" в МЭРТ замминистра экономического развития Андрей Шаронов, министерство "намерено проводить линию на воспитание государственных заказчиков, чтобы не было такого беспредела, как сейчас"
Проект МЭРТ уже вносился в правительство, но был отправлен на доработку из-за претензий юридического характера. Теперь в МЭРТ считают, что эти претензии устранены
В отличие от действующего закона новый вариант более детально определяет правила проведения открытых конкурсов, ограничивает основания для закупки у единственного источника. Кроме того, в нем предусмотрено внесудебное разрешение споров. Новый закон уравнивает зарубежных поставщиков с отечественными (это одно из условий вступления России в ВТО). Закон регулирует не только закупки, осуществляемые федеральными властями, но и те, что производят региональные власти
На госзакупки только на федеральном уровне в этом году будет потрачено 624,4 млрд руб. бюджетных денег, а в будущем году потратят уже 816,1 млрд руб. Хотя, по данным МЭРТ, количество закупок на открытых конкурсах неуклонно растет (в этом году 72% от стоимости контрактов), без "беспредела" не обходится. Все поставщики, участвовавшие в "круглом столе", как выяснилось, сталкивались с недобросовестным проведением конкурсов. В основном нарушения связаны с сокрытием информации о проведении конкурса, чрезмерными квалификационными требованиями (зачастую госзаказчики так их формулируют, что соответствовать им заведомо может лишь один конкретный поставщик), а также оценкой поставщиков не по заявленным критериям. Ведомства зачастую вообще не хотят проводить конкурсы и всеми способами пытаются получить разрешение на закупку у единственного источника
Проблема, по словам г-на Шаронова, в том, что МЭРТ зачастую не знает не только о фактах нарушения, но и о том, что конкурс вообще проводился. Поэтому самим поставщикам надо занимать более активную позицию, обращаться в суды или с жалобами в МЭРТ, если они считают, что их права были нарушены. Судебная практика, правда, крайне скудна. Одним из немногих громких дел было признание судом недействительными результатов конкурса, проводимого Госкомстатом на поставку технических средств для переписи. Однако реально это ничего не изменило. Из четырех компаний, участвовавших в конкурсе, только одна (победитель) выполнила его условия. Ввиду отсутствия конкуренции суд отменил результаты конкурса. Однако конкурентов так и не появилось, и в итоге МЭРТ разрешило Госкомстату покупать оборудование у выигравшей компании как у единственного источника
В целом для нашего рынка госзакупок характерно, что зачастую ни участники, ни организаторы толком не понимают, как на нем работать
--------------------Вадим Лазутин, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок, рассказал газете "Время новостей" о возможных мерах по изменению ситуации с госзакупками:
- Ситуацию можно улучшить уже сейчас, не дожидаясь изменений в законодательстве. Но для этого необходима более активная позиция всех участников процесса - МЭРТ, госзаказчиков и поставщиков. Ведь основная проблема - в отсутствии ясных и понятных механизмов проведения конкурсов и контроля за ними, отчего страдают все
Все участники должны получить равный доступ. Мы считаем, что необходимо наладить процедуру мониторинга конкурсов. МЭРТ как контролирующий орган должно получать информацию обо всех производимых госзакупках. Крайне полезным будет открытое обсуждение условий конкурса с участием госзаказчика, представителей МЭРТ и потенциальных поставщиков. Также мы считаем, что необходимо упростить процедуру обжалования результатов конкурса, создав для этого третейский суд
Вера СИТНИНА
[ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ, 15.10.02]

Кооператив "Фауна"
В конце этой недели совет директоров РАО "ЕЭС России" соберется на очередное заседание. В числе прочего директора обсудят проект бюджета компании на 2003 г. и отчет о деятельности правления в прошлом квартале этого года
В этой связи почему-то вспоминается кинофильм Эльдара Рязанова "Гараж". В нем повествуется о заседании гаражно-строительного кооператива "Фауна", на котором долго и упорно заслушивается отчет о работе правления. После этого все члены кооператива единогласно голосуют "за то, чтобы признать деятельность правления удовлетворительной". Ну а впоследствии выясняется, что руководству "Фауны" до этой оценки было так же далеко, как до Луны
Вот и РАО "ЕЭС России" иногда живет по принципам "Фауны". Несмотря на то что миноритарные акционеры компании подняли очередной бунт против менеджмента, версия о том, что работа правления будет признана неудовлетворительной, вызывает большие сомнения. Зато бюджет РАО, вероятно, будет рассмотрен самым пристальным образом. Но вот что интересно: как директора оценят финансовый план энергохолдинга? Сам менеджмент почему-то отзывается о нем нелицеприятно. Например, один из высокопоставленных руководителей компании не так давно заметил, что даже в его понимании сделать прозрачным бюджет РАО не представляется возможным. А другой топ-менеджер энергохолдинга заявил "Фокусу", что чистая прибыль, которую РАО с гордостью продемонстрировало всем желающим в итоговом балансе за прошлый год, "существовала лишь на бумаге". Замечательное наблюдение
Впрочем, после того как директора "удовлетворят" работу правления и обсудят бюджет, на их суд будет вынесено еще несколько архиважных вопросов. Планируется, что будет рассмотрена система снижения издержек, распределения прибыли от сделок с активами и некоторые аспекты реформирования компании. Так что даже после всестороннего обсуждения бюджета директорам скучать не придется
Ну а пока директора РАО готовятся к плодотворной работе, на рассматриваемую ими тему высказался замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По сообщению "Интерфакса", г-н Шаронов заявил, что "говорить о том, что финансовые потоки в субъектах естественных монополий (к которым относится и РАО "ЕЭС России". - "Фокус") могут быть отслежены полностью, нельзя". Приятно, что не один менеджмент энергохолдинга сталкивается с такими проблемами, как непрозрачность бюджета вверенной ему компании
А впрочем, все это так называемые рабочие моменты. Ведь по большому счету у нас вся страна живет по принципу кооператива "Фауна". Так чего же остается ждать от директоров маленькой и скромной компании РАО "ЕЭС России"? Рыночных наших, энергетических наших, перефразируя любимую прибаутку председателя "Фауны" (актер Валентин Гафт)
[РУССКИЙ ФОКУС, 21.10.02]

Тарифы без "командиров"
Актуальное интервью
Заместитель министра экономического развития и торговли АНДРЕЙ ШАРОНОВ дал интервью "Времени МН" в преддверии второго чтения в Госдуме по "энергетическому" пакету
Разговор коснулся не только ситуации, связанной с вето Совета Федерации на законопроект Валерия Зубова, но и цен на продукцию монополистов и их влияния на инфляцию, и реформирования "Газпрома"
- Андрей Владимирович, каковы перспективы пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики во втором чтении? Особенно с учетом угрозы группы "Народный депутат" заблокировать его, если Госдума не сможет преодолеть вето Совета Федерации на законопроект Валерия Зубова?
- Действительно, такой риск существует. Мы предлагали Совету Федерации не отклонить, а направить в согласительную комиссию законопроект, разрешающий пересматривать тарифы лишь раз в год, с тем, чтобы интегрировать его в правительственный пакет. В последнем ведь тоже есть законопроект о поправках в закон "О госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию". Что касается существа проблемы, то невозможно "командовать" тарифами, надеяться, что их динамика потребует лишь однократного пересмотра в течение года. Если принять эту позицию, то энергокомпании будут закладывать все риски (удорожания топлива, металлоконструкций и других товаров и услуг) в однократное повышение тарифов. А регулирующие органы - принимать их заведомо с запасом, идя на поводу у энергокомпаний
Законопроект, конечно, имеет плюсы, прежде всего для федеральных бюджетополучателей и для местных бюджетов. Но недостатки серьезно девальвируют его ценность. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы эти идеи интегрировать в правительственный законопроект во втором чтении. И мы начнем консультации с депутатами на эту тему. Поскольку понимаем, что не пройдем со своим пакетом, не расставив все точки над "i"
- Во что может трансформироваться правительственный пакет после удачного прохождения второго чтения?
- Я могу только повторить то, что говорил перед первым слушанием по итогам работы трехсторонней комиссии. Конечно, мы далеки от мысли, что наши законопроекты совершенны. Трехсторонняя комиссия их серьезно обогатила. То же самое мы думаем и по поводу подготовки ко второму чтению. Мы действительно ждем от депутатов серьезных поправок. Вместе с тем есть ряд принципиальных моментов, которые закладывались еще в прошлогоднее постановление правительства N 526. Они являются системообразующими для реформы, от них мы не откажемся. Поэтому правительство идет абсолютно открыто на учет разных предложений. Кстати, их обсуждение теперь будет проходить в комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи, а не в правительстве. Но правительство, имея полноценный голос, будет реагировать на все замечания с точки зрения принципиальных моментов
- А является ли принципиальным то, что электроэнергетика должна стать бизнесом и не оставаться "собесом"?
- Мы договорились даже с самыми серьезными нашими критиками: электроэнергия - это товар, а электроэнергетика - обычная отрасль экономики. На нее нельзя перекладывать решение социальных проблем отдельных категорий потребителей, прежде всего домохозяйств. Их должно решать государство. Но потребителей, которые не могут платить полностью, необходимо отсортировать. Даже среди населения есть много тех, которые могут и поэтому должны оплачивать электроэнергию полностью. Мы по предложению депутатов внесли в законопроект положение, согласно которому государство должно принимать меры, чтобы малообеспеченные слои населения могли потреблять электроэнергию
- Правительство, опасаясь раскрутки инфляции, ограничивает рост тарифов, но одновременно это сдерживает развитие рынка в энергетике
- На 2003 г. правительство уже приняло решение: не более 12% по тарифам на грузовые железнодорожные перевозки, 14% - на электроэнергию, 20% - на природный газ. Мы сейчас пытаемся просчитать сценарии поведения экономики при различном росте тарифов, на природный газ прежде всего. С другой стороны, в ближайших планах правительства значится создание торговых площадок, где электроэнергия и газ в ограниченных объемах будут продаваться по нерегулируемым ценам. Отсюда станет понятно, по какой цене экономика готова покупать на свободном рынке электроэнергию и газ
- Почему правительство не идет, по аналогии с реформированием электроэнергетики, на выделение из "Газпрома" транспортной компании, дающей равноправный доступ всем производителям?
- Правительство на своем заседании 19 декабря будет рассматривать концепцию развития рынка газа. В то же время традиционный поход к монополии, который мы проповедуем в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте, заставляет думать об отделении монопольных от конкурентных видов деятельности. Хотим мы или нет, но должны ответить, что это означает для газовой отрасли: то есть как преодолеть конфликт интересов, который сегодня, безусловно, существует. Он отражается, кстати, на готовности независимых производителей входить на рынок газа. Сдерживающим фактором здесь является и низкая, регулируемая цена. Но не менее тяжелой проблемой для них является свободный доступ к транспортной сети. Поэтому давайте дождемся 19 декабря, когда мы попытаемся дать свое видение ситуации
- Ситуацию осложняет то, что эпоха дешевого газа заканчивается. Если придется выходить на Ямал, то его стоимость может достигнуть как минимум 100 долларов
- На этот вопрос тоже должна ответить газовая стратегия. Рынок должен показать, будет ли у нас спрос на ямальский газ. Может, его никто не будет покупать. Или в таких незначительных объемах, что окажется - Ямал пока осваивать преждевременно. Да, по цене 19 долларов за кубометр нам не хватает газа. Но если она повысится на 20, 40 или 100%, то изменится весь спрос. И вполне может оказаться, что нам нужно не 530 миллиардов кубов, а 450-480
Беседовал Михаил Классон
[ВРЕМЯ МН, 30.10.02]

РАО ЕЭС будет покупать газ на бирже
Вчера в Москве на конференции "Экспорт углеводородов из России и стран СНГ: либерализация рынка газа" заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов сделал ряд важных заявлений. Он поддержал идею газовой биржи и высказался за равный доступ к трубе для всех производителей газа. Более того, Минэкономразвития приветствует постепенное сокращение лимитов закупки газа по гостарифам предприятиями промышленности, включая электроэнергетику. Все эти положения должны лечь в основу концепции развития газового рынка России, проект которой будет представлен на обсуждение правительства 19 декабря 2002 года
"Сегодня существует конфликт интересов между 'Газпромом' и независимыми производителями газа. Вопросы доступа к трубе. И мы до сих пор не знаем ответа на вопрос, какими должны быть правила транспортировки",- признался Андрей Шаронов. Он признал, что существующий уровень цен на газ на внутреннем рынке занижен. Его поддержал председатель подкомитета Госдумы по газу Валерий Язев: "В США 1 тыс. куб. м газа стоит $300. И такой же должна быть цена в России, учитывая место расположения основных газовых месторождений". Между тем по ценам 2002 года газ на внутреннем рынке стоит $19,8 за 1 тыс. куб. м
На сравнение с США не могла не отреагировать Федеральная энергетическая комиссия. "Наша задача не свободные цены, а интересы потребителей",- возразил господину Язеву заместитель председателя ФЭК Олег Жилин. Тарифную тему продолжил руководитель департамента газовой промышленности Минэнерго Валерий Матюшечкин: "Низкие цены на газ, высокие налоги, а также обслуживание кредитов тормозят развитие газовой отрасли". По его мнению, к 2006 году цена на газ на внутреннем рынке должна увеличиться в два раза и составить $40 за 1 тыс. куб. м. Ему возразил зампред Госдумы по энергетике, транспорту и связи Максим Коробов: "Мы не звездочеты, чтобы гадать, какие будут цены". Впрочем, четкий ценовой прогноз на ближайшие перспективы все-таки прозвучал. Его дал Андрей Шаронов: "Мы получили предложение ФЭК о повышении тарифов на 2003 год. Изначально 'Газпром' просил повысить тарифы на 40% для промышленных потребителей и на 20% для домохозяек. ФЭК предлагала 34%. Мы считаем, что можно уложиться в 20%". Он отметил, что от уровня тарифов будет зависеть сумма заимствований "Газпрома" на следующий год (пока в инвестиционной программе "Газпрома" сумма заимствований составляет около 100 млрд руб.)
Что же касается доступа независимых производителей к газовой трубе, то этот вопрос у участников конференции разногласий не вызвал. Андрей Шаронов предложил создать структуру, аффилированную с "Газпромом", которая могла бы владеть и управлять газотранспортными системами (при этом монополия "Газпрома" на транспортные услуги будет нарушена). "Реструктуризация естественных монополий требует разделения монопольных и конкурентных видов деятельности. Для газа это транспортировка и добыча. Один из вариантов - финансовое разделение, когда внутри одной компании ведется отдельный учет по разным направлениям деятельности. Управлять газотранспортной деятельностью может и аффилированная 'дочка' 'Газпрома', но это может быть также и независимая от 'Газпрома' компания",- предположил господин Шаронов
Максим Коробов предложил предоставить независимым производителям экспортную квоту, равную 30% от объема добычи, однако статус координатора экспортных потоков оставил за "Газэкспортом" ("Газэкспорт" на 100% принадлежит "Газпрому"). "Учитывая 20-летний опыт работы 'Газэкспорта' на внешних рынках, нужно сохранить это право за этой компанией и в дальнейшем",- считает господин Коробов. При этом он поддержал идею разделения "Газпрома" на добычу и транспорт. Напомним, сам "Газпром" предлагает правительству вариант реформирования, не предусматривающий разделение на отдельные составляющие
Одним из первых шагов на пути к либерализации, по мнению участников конференции, должно стать создание газовой биржи. В частности, Максим Коробов предложил перевести отдельных потребителей, прежде всего РАО "ЕЭС России", на биржевые цены. "Сегодня РАО паразитирует на заниженных ценах и получает дополнительную прибыль за счет 'Газпрома'",- уточнил представитель Госдумы. С ним согласился Андрей Шаронов. "Нам предстоит сложная практика сокращения лимитов потребления газа по регулируемым ценам. За регулируемым сектором должны остаться домохозяйство и часть бюджетных потребителей, а за нерегулируемыми - промышленные потребители и предприятия РАО 'ЕЭС России'",- резюмировал он
Решение о том, как проводить либерализацию газового рынка, должно быть принято правительством 19 декабря
ИРИНА Ъ-РЫБАЛЬЧЕНКО
[КОММЕРСАНТ, 05.11.02]

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ГАЗА СНОВА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
Свободные торги голубым топливом начнутся не раньше следующего лета
Сергей Тихонов
Правительство РФ намерено рассмотреть программу либерализации газового рынка на заседании 19 декабря текущего года. С таким заявлением выступил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов на открывшейся вчера 2-й международной конференции "Экспорт углеводородов из России и стран СНГ". По словам представителя МЭРТа, такое промедление объясняется несколькими причинами. Прежде всего для либерализации рынка необходимо принять меры для решения вопросов ценообразования и налогообложения. Кроме того, требуется "обеспечить недискриминационный доступ потребителей и производителей к трубопроводной системе"
"Недискриминационный доступ" независимых газодобытчиков (читай, нефтяных компаний) и является камнем преткновения в решении вопроса о возможной либерализации газового рынка. Нефтяники давно и активно лоббируют в правительстве предоставление им свободного доступа к газовым магистралям. В ответ "Газпром" приводит следующие аргументы. Во-первых, на его плечах традиционно лежит субсидирование российских потребителей (внутренние поставки, совершаемые по регулируемым государством ценам, убыточны). Во-вторых, монополия резонно замечает, что независимые поставщики не вложили ни копейки в создание трубопроводной сети и не горят желанием делать это в будущем. Вообще "Газпром" опасается, что нефтяные компании отнимут у него лучших потребителей и требует введения своего род


Смотрите также

Новости


  • Более 65 тысяч детей усыновили в России в 2013 году

    Почти на 7% возросло число усыновленных детей за 2013 год, сообщил в четверг уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.16 января 2014 года

  • Лебедев получил при освобождении зарплату больше, чем Ходорковский

    Вместе с пособием за декабрь и январь на руки освобождённому бизнесмену начислили 10300 рублей, что почти в 8 раз больше зарплаты, выданной Михаилу Ходорковскому, об этом сообщает телеканал LifeNews.24 января 2014 года

  • МИД РФ предложил брать отпечатки пальцев с иностранцев

    МИД России предложил с 1 июля 2014 года снимать отпечатки пальцев у всех иностранцев, которые оформляют визы для въезда в страну, следует из текста документа, опубликованного на портале для размещения информации о подготовке правовых актов.23 января 2014 года