Медведев Дмитрий Анатольевич в новостях и прессе



следие
Указ президента "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", по сути, является краткой выжимкой из проекта Кодекса поведения госслужащих, внесенного депутатами от СПС и принятого Госдумой в первом чтении 17 мая 2002 года. Правда, от внесения проекта в Думу до его принятия в первом чтении прошел без малого год: авторы не хотели выносить документ на обсуждение, не заручившись поддержкой думских центристов и их кремлевских кураторов. Весной 2002 года на одной из встреч с президентом Борис Немцов рассказал ему о проекте кодекса, и Владимиру Путину, по утверждению лидера СПС, этот документ понравился. Позиция президента стала основным козырем правых при рассмотрении проекта: центристы спорить с главой государства не решились, и документ был принят с завидным единодушием - 269 голосами против одного
АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ
[КОММЕРСАНТ, 14.08.02]

Бюрократами станут лучшие
Из тех, кто захочет участвовать в конкурсе
Александр Беккер
Зоя Каика
Ведомости
20 августа 2002
Чиновничье место в России можно будет получить только по конкурсу, зато заработок управленцев будет напрямую зависеть от их эффективности - таковы основные идеи законопроекта, подготовленного группой под руководством заместителя главы президентской администрации Дмитрия Медведева. Правда, некоторые цели этого проекта вызывают у экспертов сомнения
Планы административной реформы предусматривают подготовку законопроектов по всем трем видам службы (государственно-гражданской, воинской и службе в правоохранительных органах). В первую очередь члены рабочей группы Медведева решили заняться именно гражданским чиновничеством, так как именно в этой сфере проблемы возникают наиболее часто, пояснил "Ведомостям" первый заместитель министра экономического развития и член рабочей группы Михаил Дмитриев
Рабочая группа Медведева еще дорабатывает законопроект "О государственно-гражданской службе в РФ", один из основных документов административной реформы. Дмитриев рассказал "Ведомостям" о принципиальных положениях проекта, который может отправиться в Госдуму уже осенью
Когда закон вступит в силу, чтобы стать чиновником среднего или низшего звена, нужно будет участвовать в конкурсе наподобие тех, что Сергей Кириенко проводил два года назад - когда стал полпредом президента в Приволжском федеральном округе и нанимал сотрудников к себе в аппарат. Тогда полпред утверждал, что за каждое место в его штате боролось по нескольку высококвалифицированных управленцев. "Мы учитываем этот опыт", - сказал "Ведомостям" Дмитриев. По его словам, конкурсы для будущих чиновников будут двух типов - на замещение вакансий и на место в так называемом резерве. Победители в отборе первого типа будут сразу получать предложение о работе, второго - дожидаться, пока их навыки не будут востребованы ведомством. В резерв будут также заноситься чиновники, оставившие службу
Сейчас чиновников назначают главы ведомств, и критерии, которыми они руководствуются, решая судьбу кандидата, далеко не всегда известны соискателю. По новому закону, говорит Дмитриев, информация о вакансиях на гражданской службе должна стать открытой и доступной для всех желающих
Однако член Ассоциации политических экспертов и консультантов Михаил Хазин сомневается в эффективности описанного Дмитриевым механизма. "Я думаю, это одно из тех благих пожеланий, которые таковыми и останутся, - говорит консультант. - Всегда найдутся основания полагать, что у "своего" человека больше опыт и профессиональные качества выше"
В любом случае правило о конкурсном найме на службу не будет касаться так называемых политических назначенцев, утверждаемых на свою должность указами президента, постановлениями правительства или решениями парламента. Таким образом, процедура выбора глав министерств, их заместителей, а также аудиторов Счетной палаты останется прежней. Политические назначенцы также оставят за собой право безо всякого конкурса назначать себе свой аппарат, в том числе советников и помощников
Победители конкурсов за место чиновника смогут побороться и за свое благосостояние. Сейчас чиновник получает фиксированную зарплату, предусмотренную штатным расписанием для его должности. По новому закону, как объясняет Дмитриев, до 80% вознаграждения гражданского госслужащего будет составлять надбавка, рассчитываемая на основе оценки его результативности
Кроме того, авторы законопроекта попытались предусмотреть в нем механизмы, которые помогут чиновникам соответствовать тем этическим нормам, которые были изложены в недавнем указе президента "О принципах служебного поведения госслужащих". По словам Дмитриева, рассматривается, в частности, возможность создания специальных коллегиальных органов при министерствах, в которые будут входить как чиновники, так и представители общественности. Эти органы будут следить за тем, чтобы личные интересы чиновников не вступали в конфликт с его служебными обязанностями. А все случаи, связанные с недобросовестным поведением служащего в таких ситуациях, будут отражаться в его личном деле
Сами госслужащие с интересом воспринимают подходы, предлагаемые в новом проекте: "Идея здравая, и я не исключаю, что многие чиновники будут сами заявлять (о конфликте интересов)", - говорит заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин. Правда, Волин усомнился в том, что в коллегиальных органах по наблюдению за чиновниками будут охотно участвовать "вменяемые" представители гражданского общества
[ВЕДОМОСТИ, 20.08.02]

ЛУЧШИЕ ЛОББИСТЫ РОССИИ - ИЮЛЬ 2002 ГОДА
Юрий Лужков - первый среди региональных лидеров
Сергей Туранов
Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов
Настоящее исследование проводилось по итогам июля текущего года. 65 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Е.Лашкина - "Независимая газета", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - Аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций
В июле наиболее интересные изменения произошли в "региональной" номинации. Главным событием, повлиявшим на рейтинг ряда губернаторов, стало решение Конституционного суда, согласно которому отсчет первого выборного срока действующих глав регионов начинается с октября 1999 г. Это позволяет многим из них баллотироваться на третий, а то и на четвертый срок. В результате московский мэр Юрий Лужков, дальнейшая политическая судьба которого больше всего интересовала аналитиков, занял первое место, а рейтинг многих региональных лидеров увеличился. Правда, отсчет сроков выборности губернаторов зависит также от региональных законодательных норм. Поэтому логичен рост рейтинга саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, который по решению областной Думы сможет баллотироваться на свой пост третий раз подряд. А позиции губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева практически не изменились - неочевидно, что Законодательное собрание города разрешит ему избираться еще на один срок
На этом фоне заметно увеличение рейтинга губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, который поднялся на 6-ю позицию. В его актив можно отнести заключение договора с правительством Москвы об инвестициях в строительство жилья и сети гостиниц в Ярославской области на сумму 130 млн. долл
Можно также отметить первое попадание в рейтинг пермского губернатора Юрия Трутнева. Его инициатива по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого округа в единый субъект Федерации была поддержана спикером верхней палаты Сергеем Мироновым. Это может быть первым прецедентом в предстоящей волне укрупнения субъектов Федерации
В номинации "первых лиц" после долгого перерыва в число ведущих лоббистов вернулся министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. На мнение экспертов, по-видимому, повлияло то, что он возглавил комиссию по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса". В ведении комиссии, в частности, будет создание оборонных холдингов и концернов
В этой же номинации впервые появился представитель химической отрасли - Николай Левицкий (МХК "Еврохим"). Не без его лоббистских усилий "Еврохиму" удалось приобрести контрольный пакет акций одного из крупнейших российских производителей минеральных удобрений - новомосковского "Азота", а также литовской компании Lifosa. Последнее приобретение особенно значимо, так как Lifosa, которой до этого владели представители американского капитала, является одним из наиболее современных химических производств в Европе, а Литва стоит на самом пороге вступления в Евросоюз
В номинации "профессионалов" лидерство сохранил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Об укреплении его "аппаратного веса" говорит избрание Кудрина председателем наблюдательного совета компании АЛРОСА. Некоторые аналитики считают это усилением позиций федерального Центра в борьбе с Республикой Якутия за установление контроля над алмазным монополистом. Ведь раньше в совете было два сопредседателя, представлявших интересы правительств России и Якутии
Рейтинг министра экономического развития и торговли Германа Грефа, наоборот, снизился. Дело в том, что концепция экономической безопасности России, в том числе вопросы вступления России в ВТО, в соответствии с решением президента РФ Владимира Путина будет согласовываться Минэкономразвития с Советом безопасности. Это, а также назначение заместителем Грефа бывшего заместителя начальника Генштаба Владислава Путилина было расценено некоторыми аналитиками как ослабление позиций министра. Также ухудшились позиции президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Снижение его "веса", очевидно, связано с тем, что ФЭП передал свои интернет-проекты, в том числе Страна.Ру и СМИ.Ру, в управление ВГТРК
Продолжает движение наверх Гарегин Тосунян, возглавляющий Ассоциацию российских банков. В июле он провел ряд встреч в регионах с губернаторами, а также с руководителями местных банков и банковских объединений. При этом решались конкретные вопросы помощи региональным банкам со стороны АРБ, в том числе лоббирования их интересов на федеральном и региональном уровнях
Лоббисты - первые лица
# Ф.И.О. В июле 2002 г. В июне 2002 г
Очень сильная эффективность
1 Волошин А.С. (администрация президента) 4,28 4,35
2 Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") 4,22 4,32
3 Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) 4,19 4,13
4 Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") 4,17 4,26
5 Евтушенков В.П. (АФК "Система") 4,08 4,01
6 Фридман М.М. (холдинг "Альфа-групп") 4,02 4,05
Сильная эффективность
7 Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") 3,95 3,92
8 Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати,телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) 3,87 3,90
9 Ходорковский М.Б. (ЮКОС) 3,78 3,73
10-11 Вайншток С.М. ("Транснефть") 3,67 3,60
10-11 Потанин В.О. (Группа "Интеррос") 3,67 3,73
12 Миллер А.Б. ("Газпром") 3,43 3,40
13 Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) 3,40 3,35
14 Костин А.Л. (Внешторгбанк) 3,34 3,22
15 Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) 3,32 3,35
16 Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") 3,30 3,27
17 Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") 3,27 3,25
18 Йордан Б.А. (инвестиционный фонд "Спутник", НТВ, "Газпром-медиа") 3,03 3,01
Средняя эффективность
19 Бородин А.Ф. (Банк Москвы) 2,95 3,30
20 Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) 2,63 2,48
21 Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) 2,61 2,57
22 Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) 2,60 2,50
23 Козицын А.А. (УГМК-Холдинг) 2,58 2,55
24 Левицкий Н.В. (МХК "Еврохим") 2,55 2,44
25 Коган В.И. (Промстройбанк Санкт-Петербурга) 2,53 2,60
Средний рейтинг 3,42 3,44
Лоббисты - региональные лидеры
# Ф.И.О. В июле 2002 г. В июне 2002 г
Очень сильная эффективность
1 Лужков Ю.М. (Москва) 4,33 4,22
2 Абрамович Р.А. (Чукотский АО) 4,28 4,35
3 Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) 4,25 4,18
4 Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) 4,20 4,13
5 Строев Е.С. (Орловская область) 4,07 4,00
Сильная эффективность
6 Лисицын А.И. (Ярославская область) 3,96 3,80
7-8 Тулеев А.М. (Кемеровская область) 3,95 3,84
7-8 Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) 3,95 3,97
9 Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) 3,89 3,74
10 Прусак М.М. (Новгородская область) 3,82 3,78
11 Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) 3,77 3,67
12 Титов К.А. (Самарская область) 3,72 3,78
13 Россель Э.Э. (Свердловская область) 3,61 3,70
Средняя эффективность
14 Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) 2,77 2,67
15 Кресс В.М. (Томская область) 2,62 2,60
16-17 Позгалев В.Е. (Вологодская область) 2,60 2,62
16-17 Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) 2,60 2,65
18 Громов Б.В. (Московская область) 2,54 2,60
19 Собянин С.С. (Тюменская область) 2,51 2,60
20 Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) 2,37 2,41
21 Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) 2,31 2,30
22 Магомедов М.М. (Республика Дагестан) 2,30 2,28
23 Ишаев В.И. (Хабаровский край) 2,25 2,22
24-25 Трутнев Ю.П. (Пермская область) 2,23 2,14
24-25 Лапшин М.И. (Республика Алтай) 2,23 2,33
Средний рейтинг 3,25 3,23
Лоббисты-"профессионалы"
# Ф.И.О. В июле 2002 г. В июне 2002 г
Очень сильная эффективность
1 Кудрин А.Л. (федеральное правительство) 4,70 4,63
2 Сурков В.Ю. (администрация президента) 4,51 4,55
3 Христенко В.Б. (федеральное правительство) 4,28 4,22
4 Авен П.О. (Альфа-банк) 4,15 4,09
5 Греф Г.О. (федеральное правительство) 4,11 4,20
6 Медведев Д.А. (администрация президента) 4,08 4,04
7 Матвиенко В.И. (федеральное правительство) 4,05 4,07
8 Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) 4,02 4,04
Сильная эффективность
9 Березовский Б.А. (портфельный инвестор) 3,80 3,77
10 Ресин В.И. (правительство Москвы) 3,72 3,69
11 Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ, депутат Госдумы) 3,47 3,44
12-13 Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") 3,33 3,29
12-13 Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) 3,33 3,39
14 Гордеев А.В. (федеральное правительство) 3,19 3,14
15 Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) 3,17 3,27
16 Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс-Капитал") 3,15 3,20
17 Черной Л.С. (портфельный инвестор) 3,12 3,10
18 Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) 3,10 3,02
19 Гуцериев М.С. (портфельный инвестор) 3,07 3,05
Средняя эффективность
20 Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) 2,96 3,08
21 Торшин А.П. (Совет Федерации) 2,88 2,80
22 Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) 2,86 2,77
23 Лысяков А.А. (Совет Федерации) 2,79 2,75
24-25 Райков Г.И. (депутат Госдумы) 2,76 2,80
24-25 Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) 2,76 2,65
Средний рейтинг 3,49 3,48
(c) Агентство экономических новостей, 2002
[НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.08.02]

Твердая рука - вождь россиян
Наступающий политический сезон пройдет под знаком приближающихся выборов. Альтернативы Путину нет, но за свое избрание ему снова придется заплатить немалую цену
Наталья Архангельская
Эксперты считают достоверной информацию, согласно которой в начале мая на столе у президента лежали списки из нескольких десятков госчиновников высокого ранга, приказ об увольнении которых он должен был подписать в течение месяца. Список включал в себя людей из "старокремлевской" группировки, и возглавляли его премьер Михаил Касьянов и глава президентской администрации Александр Волошин. Однако 17 мая состоялась "историческая" встреча президента с главой его администрации, в результате которой на эти планы было наложено эмбарго: почти все персонажи до сих пор остаются на своих местах, а между тем, как утверждают наши источники, вопрос своей актуальности не потерял. Доверенные лица фигурантов из черного списка (по большей части находящихся в отпуске) бдительно отслеживают ситуацию в Москве, чтобы успеть предотвратить непоправимое, а наиболее заинтересованное в смене декораций ближайшее окружение президента (которое можно назвать "новокремлевцами") продолжает убеждать главу государства, что эти ребята совершенно обнаглели, не ставят его ни в грош и что с ними пора кончать. Решение, как они надеются, может последовать в течение ближайших недель - в верхах царит напряженность. Однако если чистка не получилась в мае, то сегодня она еще более проблематична: ситуация с тех пор стала менее благоприятной для подобных действий
Реформы окончены, забудьте
С этой осени мы вступаем в очередной смутный период электорального цикла, и все происходящее в ближайшие полтора года следует оценивать только в этом ракурсе. Многое, увы, можно предсказать наперед. Ну, скажем, ситуацию с реформами, о которых пока можно забыть. Кроме тех, что имеют популистский оттенок, как, скажем, административная реформа: когда же и поприжать крапивное семя, как не накануне выборов? Форсировать же земельную, военную, образовательную реформы или подступаться к ЖКХ отважится сегодня только самоубийца. Все перечисленные направления уже практически оседлали коммунисты, которые готовят народный референдум против антинародных реформ
Правительство тоже задействовало свои предвыборные заготовки: в бюджете на следующий год кабинет ощутимо нарастил социальную составляющую
Можно также ожидать обострения борьбы за такие серьезные инструменты избирательной кампании, как "Газпром" и ОРТ, - первый как таящий в себе большие финансовые возможности, второй как информационно-идеологическое оружие. Обе структуры требуют перестройки, и то, как они будут реформироваться и кому в конечном итоге достанутся, уже является предметом яростной торговли на электоральной ярмарке. Пока что по инициативе Марата Гельмана, которому удалось убедить Волошина, что выборы будут телевизионными, при ОРТ создан экспертный совет, включивший в себя весь политологический бомонд. А в Госдуме сформирована рабочая группа по отслеживанию ситуации вокруг ОРТ с тем, чтобы народное достояние не попало в какие-нибудь особо загребущие руки. Претенденты, впрочем, давно известны: госпакет первого канала облюбовал рекламный гигант "Видео Интернешнл", за которым стоит один из столпов "старокремлевской" группировки министр Михаил Лесин
С "Газпромом" же и так все ясно: взять компанию под контроль и нормализовать ситуацию в ней "новокремлевцам" не удалось: Алексей Миллер так и остался декоративной фигурой, да и под ним сегодня кресло шатается. Так что немалая доля истины в нашептываниях присных о том, что президент в доме не хозяин, есть
Злой президент и добрый премьер
Отмеченное еще весной противостояние между Путиным и Касьяновым за прошедшие месяцы не только не смягчилось, но идет по нарастающей. Для внимательного наблюдателя картина складывается забавная: первое и второе лица разъезжают по городам и весям и в каждом публичном выступлении противоречат и прекословят друг другу: если первый сказал "черное", второй тут же говорит "белое". Не успела затихнуть перепалка по поводу темпов экономического роста, как сыскался новый сюжет: президент высказал в Саранске идею создания инструмента федерального вмешательства, чтобы иметь возможность отстранять от власти губернаторов, доведших свою область до ручки, в ответ на что премьер в Калуге приголубил региональные власти, заявив, что большинство субъектов стабильны, аграрное и промышленное производство там растет, а губернаторы, соответственно, молодцы. Догадайтесь с трех раз, какие речи были приятнее для местной элиты?
Особой остроты достигла полемика между первыми лицами по вопросу о таможенных пошлинах на ввозимые иномарки: здесь президент выступает защитником отечественного производителя, а премьер - отечественного потребителя. Победа осталась за последним: он своим личным указанием снизил пошлины с предлагавшихся Путиным заградительных 35 до 25%. При этом специалисты утверждают, что популистский жест премьера может быть принят за чистую монету только людьми непосвященными, поскольку в реальности пошлины для физлиц заметно выросли, так как "ввоза по кубикам" (упрощенная схема) больше не существует. На этом примере особенно наглядно видно, что Касьянову настойчиво формируют имидж защитника самых разных групп населения: от предпринимателей (включая и олигархов), которых он защищает от террора силовиков, до рядовых граждан, везущих подержанные иномарки из-за границы. Иными словами, речь идет о некоем аналоге Черномырдина, который кому-то может показаться предпочтительнее "немца в Кремле"
Молодых людей с портретами президента на майках ("Идущие вместе") премьер неполиткорректно обозвал вандалами, а недавно подложил своему начальнику еще одну свинью. Он поручил руководителю аппарата правительства Игорю Шувалову (чрезвычайно энергичному, хваткому и опытному чиновнику) написать свой вариант предложений по административной реформе в пику верному путинцу Дмитрию Козаку, который давно занимается этим вопросом. Речь идет о вещах животрепещущих - о разграничении полномочий между властями, и наблюдатели полагают, что в этом соревновании шансы будут на стороне Шувалова, известного в качестве стратега жесткой аппаратной обороны Белого дома против Кремля
Как остричь барашка
Зачем Касьянов затеял эту игру с президентом? Часть политологов не исключает, что на выборах 2004 года будет сформирована антипутинская коалиция, и в этом случае ставка будет сделана скорее всего на Касьянова. Больше ставить не на кого. Однако возможность такого поворота событий все же представляется маловероятной
Теоретически вроде бы шансы есть: во властном поле сегодня действуют три элитные группировки, претендующие на всю полноту власти, - "старо-" и "новокремлевцы" и группа Чубайса. Первая и последняя, несмотря на соперничество, склонны к ситуативным союзам, что и подтвердилось недавно в ходе гладкого и бесконфликтного переизбрания Волошина председателем совета директоров РАО ЕЭС. В качестве президента Касьянов устроил бы обе группировки: старая ельцинская элита - его малая родина, а Чубайс умеет добиваться от премьера того, что ему нужно. Деньги нашлись бы, информационно-идеологический ресурс - тоже. Но вся эта умозрительная конструкция, тем не менее, нереализуема, чему виной не виртуальный, как у Касьянова, а вполне осязаемый и убедительный рейтинг Путина
Как говорят социологи, данные фокус-групп доказывают, что за вальяжной фигурой премьера респонденты видят пустоту, чего нельзя сказать о Путине. И опорная группа Касьянова не может этого не понимать
Тогда зачем же это, казалось бы, бессмысленное бодание? А чтобы "первому" жизнь медом не казалась, особенно сегодня, в преддверии выборов. Ясно, что в спокойной, стабильной обстановке, в условиях единения элит избираться проще, чем когда тебя дергают и кусают со всех сторон и ты не успеваешь огрызаться. Понятно, что, функционируя в таком режиме, клиент может утомиться, почувствовать себя некомфортно и даже запросить пощады, перемирия. И вот тут ему можно выставлять свою цену, чего, собственно, все и домогаются: Чубайс, говорят, уже предложил президенту свои услуги в качестве руководителя предвыборного штаба, и наблюдатели гадают, что он за это попросил. Все эти ребята понимают, что, если Путина оставить в покое, он победит самостоятельно, без посторонней помощи, но тогда этого барашка нельзя будет стричь в последующие четыре года его президентства. А этого допустить нельзя. Вот в этой логике действительно нельзя исключать, что Касьянов будет-таки баллотироваться в президенты в 2004 году - чтобы отобрать у патрона 5-6% голосов, что на фоне тяжелой борьбы с коммунистами для Путина будет весьма неприятно. И его не утешит даже то обстоятельство, что после такого эксперимента на Касьянове как на политике можно будет поставить крест. Путину нужна победа чистая и уверенная, которая дала бы ему свободу рук, но, судя по тому, как грамотно "окучивает" его элита, он вряд ли может на нее рассчитывать
Куда ни кинь - всюду клин
Если элитные группировки, даже обладающие всеми ключевыми постами, ведут себя таким образом, может быть, и в самом деле Путину следовало бы перетряхнуть верхушку? Может быть, хуже не будет? Большинство наблюдателей, однако, считают, что будет. По ряду причин. Во-первых, если сместить Касьянова, то делать из него конкурента примутся уже всерьез и нападки на Путина станут еще ожесточеннее. Выиграть у него по-прежнему не сможет никто, но и чистой уверенной победы ждать трудно
Правда, что касается правительства, то здесь президенту могли бы помочь коммунисты, которые все-таки не сжигают последних мостов в отношении Путина. А насчет кабинета министров их позиция однозначна: в отставку! Можно было бы воспользоваться их подсказкой, но для этого надо не препятствовать проведению референдума и по его итогам сменить правительство. Правда, тогда он рискует быть обвиненным в том, что идет на поводу у коммунистов. Пока же в верхах вынашивается план срыва инициируемого КПРФ народного волеизъявления путем юридической казуистики: по закону можно организовывать не более одного референдума в полгода, и если подсуетиться и зарегистрировать какой-нибудь референдум раньше коммунистов, то они со своей затеей пролетают
От резких движений Путина удерживает, видимо, еще и то, что снять-то чужих чиновников можно, но где же взять им на замену своих? Пяток-десяток толковых людей в окружении президента погоды не делают, и этим скудным ресурсом все кадровые дыры не закроешь. Что наглядно подтверждается и списком возможных преемников на имеющие освободиться места. В кресло Касьянова прочат военного министра Иванова, или полномочного представителя в ПФО Сергея Кириенко, или чрезвычайно активизировавшегося в последнее время (особенно в критике правительства) председателя Счетной палаты Сергея Степашина. На место Волошина предлагается все тот же Сергей Иванов или уж совсем экзотические варианты вроде телевизионных начальников Константина Эрнста и Олега Добродеева. Говорят, правда, и о варианте рокировки Миллер-Волошин, однако если последний получит в свое распоряжение "Газпром", то его позиции только укрепятся, что идет вразрез с главным пафосом затеваемых чисток
Но при всем том по некоторым позициям Путин держит оборону твердо, о чем свидетельствует ситуация вокруг союза с Белоруссией. Как утверждают наши источники, "старокремлевская" группировка хотела бы получить этот союз в любой форме (если в маловразумительной, то это даже лучше), но побыстрее. А на пост президента объединенных государств предлагается кандидатура Бориса Ельцина, который восстал из пепла, как птица феникс, и деятелен, как никогда. Когда в начале лета Путин сказал Лукашенко неприятную правду, первый президент России немедленно поднялся на защиту лидера братской страны. Но последний поступок Путина, без обиняков предложившего Лукашенко влиться в Россию семью субъектами, буквально загнав того в угол, свидетельствует: здесь президент готов стоять насмерть. И однозначно выраженное недовольство старых элитных группировок его не смущает
Твердая рука
Но такую твердость, увы, наш президент проявляет не всегда, несмотря на свой имидж "твердой руки" и даже обвинения в авторитарности. Вспомните: "свой в доску" Ельцин менял премьеров как перчатки, по нескольку раз навязывал Совету Федерации заведомо непроходные кандидатуры на пост генпрокурора, и это лишь малая толика числящихся за ним подвигов. "Кровавый чекист Путин" ничем таким


Смотрите также

Новости


  • Нацист из "Сталинграда" станет немцем-злодеем в "Мстителях"

    Немецкий актер Томас Кречман, исполнивший роль нацистского офицера в картине Федора Бондарчука "Сталинград", сыграет одного из главных злодеев в фильме "Мстители: Эра Альтрона".16 января 2014 года

  • Продюсер проговорился об альбоме дуэтов Барбры Стрейзанд

    К работе над новым альбомом Барбра Стрейзанд решила подключить весь музыкальный олимп в лице Лели Гаги, Бейонсе, Майкла Бубле, Джона Майера, Бетт Мидлер и многих других. В карьере певицы это будет второй студийный альбом, полностью посвященный звездным дуэтам.27 января 2014 года

  • Комитет ГД рекомендует отклонить законопроект о социальном патронате

    Профильный комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал палате отклонить законопроект правительства о социальном патронате, который вызвал широкий общественный резонанс.16 января 2014 года