Каталог / Конев Олег Юрьевич / Новости, пресса

Конев Олег Юрьевич в новостях и прессе



Олег Конев: "В холдинге цены на лекарства ниже, чем у независимых дистрибьюторов"
Оптовый рынок фармацевтики укрупняется
Беседовал Александр МОИСЕЕНКО
В начале декабря на российском фармацевтическом рынке появился новый крупный игрок - компания ROSTA. В нее вошли ведущие фирмы отрасли: "Россиб Фармацея", "Фарм-Тамда 77" и "Артромед". О ситуации на дистрибьюторском рынке лекарств и перспективах его развития корреспонденту "ФР" рассказывает Олег Конев, генеральный директор компании ROSTA
- Олег Юрьевич, каковы, на ваш взгляд, особенности российского рынка поставок лекарственных препаратов?
- По сравнению с западными рынками российский еще очень молод. Большинство действующих компаний образовалось в 1993-1994 годах. По данным Минздрава, в это время было выдано около 6 тыс. лицензий на оптовую дистрибуцию. Сейчас на отечественном рынке работают чуть больше 2 тыс. поставщиков. В развитых странах их гораздо меньше: не более 3-5 крупных игроков
В сравнении с Европой емкость отечественного рынка невелика, в ценах дистрибьюторов - $2,5-3 млрд. Это размер шведского рынка и чуть меньше, чем польский. По предварительным данным, рост рынка в нынешнем году составит 10%. Он мог вырасти и на 20%, но с 2002 года был введен 10%-ный НДС на лекарства, что привело к росту цен. До этого рынок был абсолютно прозрачным. Однако после введения НДС и с учетом 10%-ной ввозной пошлины появилась контрабанда, стало больше подделок. Где и кто производит "суррогат", сказать сложно, поскольку ни одного судебного процесса пока не было
- Чем вы руководствовались, принимая решение об объединении трех компаний?
- В мире сейчас идет процесс консолидации дистрибьюторов. Компании хотят выжить и получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке. Многие российские поставщики идут по такому же пути. Объединяются не только дистрибьюторы, но и заводы - производители лекарств. Недавно, к примеру, появился холдинг "Отечественные заводы" (Щелковский витаминный завод, "Нижхимфарм" и "Красфарм")
Чтобы опережать темпы развития рынка, компания должна расти на 20-25% в год. Специфика дистрибуции такова, что невозможно за полгода успешно освоить рынок. За шесть месяцев можно только построить новый склад, а для того, чтобы развернуться, нужно как минимум три года. Консолидация бизнеса позволяет сократить сроки
Первая причина объединения - географическая. "Россиб Фармацея" имеет 23 филиала и представлена во всех крупных городах Урала, Сибири и Дальнего Востока. На северо-западе успешно работает "Фарм-Тамда 77". "Артромед" - из Самары, но его филиалы есть в Волгограде, Ульяновске, Саратове. Объединяясь, мы охватили с помощью своих региональных сетей почти всю страну, открыли 31 филиал и 20 представительств
Вторая причина, послужившая поводом к консолидации активов, - ассортимент. Мы продаем 6 тыс. наименований товаров. При этом "Фарм-Тамда" предлагает 30% препаратов, которыми не торгует "Россиб Фармацея", и, наоборот, в ее ассортименте отсутствуют 30% лекарств, которые есть у "Фармацеи". У "Артромеда" всего лишь 600 наименований, но компания специализируется на медикаментах от определенных болезней
- Чего вы рассчитываете добиться в результате объединения?
- Главное - обмен опытом. К примеру, у "Фарм-Тамды" лучшая производительность труда ("душевой" объем продаж) по отрасли. И только за счет того, что с 1994 года иностранные владельцы (фирма Tamro) начали внедрять на производстве современные технологии управления, логистики, маркетинга. Но они же не давали компании развиваться. История Tamro - это история слияний. Она существует почти 100 лет и все время объединяется. Никакими маркетинговыми или иными средствами нельзя сделать то, что удалось этой компании, - завоевать 50% рынка дистрибуции лекарственных препаратов Северной Европы
Новая компания будет продавать до 60-65% импортной продукции, остальное - лекарства отечественных заводов. Причем 80% продаж придется на аптеки, 15 - на лечебно-профилактические учреждения, 5% составят поставки другим заказчикам
Мы предполагаем, что доля новой компании на рынке составляет 7-8%, в планах - увеличить присутствие до 10-15%. Рассчитываем, что до конца года объем продаж достигнет $200 млн
- Что, кроме сбытовой политики дистрибьюторов, влияет на конечную цену лекарств?
- Мы должны в первую очередь думать о бизнесе, хотя и понимаем, что торгуем медицинскими препаратами и сами являемся их потребителями. Для того чтобы цена была низкой, должно быть несколько крупных игроков на рынке. Добиться этого можно только путем внедрения новых технологий управления, маркетингового планирования и прогнозирования
Наценки дистрибьюторов колеблются в зависимости от региона, но в среднем они составляют 15-17% от стоимости товара. Однако в странах Восточной Европы они не превышают 10%. Если взять нашего партнера - фирму Tamro, то у нее наценки 3-4%. Добиться этого можно только за счет повышения производительности труда. В компании Tamro занято 2 тыс. сотрудников, а оборот составляет $4 млрд. В "Россиб Фармацея" работает 1,5 тыс. человек, оборот - всего $2 млн в год
- Скорее всего на низкие прибыли влияет и непродуманная политика государства?
- Безусловно. До недавнего времени в каждом регионе, куда ввозились препараты, их нужно было сертифицировать. И это помимо того, что все лекарства проходят эту процедуру на заводе-
изготовителе. Представьте, сколько было волокиты, ведь мы работаем в 20 регионах
Дистрибуция не такой уж доходный бизнес. Во-первых, из-за жесткой конкуренции. А во-вторых, достаточно высоки отраслевые расходы. Одновременно государство вводит ограничение наценок на медикаменты. Прибыль, конечно же, есть, но она практически полностью уходит на модернизацию складских помещений
В России большие расстояния, поэтому велики транспортные издержки. Если отправлять груз из Новосибирска во Владивосток самолетом, то "транспортная наценка" составляет 5-7%, поездом - 1,5-2%. Уменьшить эти расходы пока можно только за счет внедрения новых технологий складирования. Кроме того, необходимо четкое прогнозирование, потому что реально по железной дороге груз дойдет во Владивосток где-то за месяц, и нужно угадать, какие именно препараты понадобятся в этом регионе через месяц
- Как вы относитесь к созданию вертикально интегрированного холдинга, в который войдут компании-поставщики и аптеки?
- В ближайшие три-четыре года такая задача перед новым объединением не стоит, хотя стратегия Tamro предусматривает создание вертикально интегрированных компаний. Главное сейчас - построить хорошую дистрибьюторскую сеть, а там посмотрим. На Западе создание "вертикалей" - уже тенденция. До сих пор аптеки и дистрибьюторы не объединялись, так как это два разных бизнеса. Но к этому все идет, потому что аптеки рентабельнее поставок
[ФИНАНСОВАЯ РОССИЯ, 27.12.02]

Смотрите также

Новости


  • Два рейса из Москвы на Камчатку задержали из-за вулканов

    Из-за активности вулканов Шивелуч и Ключевской на Камчатке перенесли прилет двух авиарейсов. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления МЧС. Опираясь на прогнозы, ведомство считает возможным прохождение пеплового шлейфа на высоте до 8 км над южными районами полуострова.11 июня 2017 года

  • Медики признали США самой "толстой" страной мира

    Свыше двух миллиардов людей по всему миру страдает от лишних килограммов и крайних форм ожирения, и главным лидером по числу таких людей являются Соединенные Штаты, заявляют ученые в статье, опубликованной в New England Journal of Medicine.12 июня 2017 года

  • Фестиваль красок пройдёт на острове Юность в Иркутске в День молодёжи

    Фестиваль красок пройдёт в День молодёжи 24 июня на острове Юность в Иркутске, сообщается в официальной группе мероприятия "ВКонтакте".16 июня 2017 года